четверг, 18 ноября 2010 г.

Шахтёрский край

   Сибирь... Что мы знаем о Сибири? В частности мы, жители европейской части России? Безусловно найдутся грамотные, и их будет большинство читателей, но среди "младого племя" думаю слово "Сибирь" скорее будет ассоциироваться со словами "ссылка", "каторга", "мороз" или просто с географическим понятием - территория там за Уралом и перед Дальним Востоком.

Волей судьбы мне посчастливилось побывать в этом богатом крае. Богатым не только природой и ресурсами, но еще и богат хорошими людьми. Почувствовала на себе, что значит сибирский характер - выдержанные, твёрдые, где-то суровые люди, но при  этом приветливы и не лицемерны в своей массе. Резкий контраст с нами, москвичами.
     Итак, мне сказали лететь в Кемерово. Замечательно! Мне бы только куда-нибудь полететь. В Кемерово? так в Кемерово! В первую очередь зашла на сайт Google-карты чтобы сориентироваться куда меня завтра занесет. К своему стыду скажу НЕ ОЖИДАЛА. Это оказалось не только за Екатеринбургом (для меня это было понятным), но и ЗА Тюменью, ЗА Омском и, что больше всего удивило, ЗА Новосибирском. Почему-то для меня центром Сибири был город Новосибирск, а тут "ЗА". В географии я далеко не профан, еще в свои 12 лет прекрасно знала столицы большинства стран мира, а также могла назвать основные города, реки и даже некоторые особенности стран, но с родной страной... как-то оплошала...
   Кемерово приятно удивил. Город чистый зеленый, с широкими проспектами и достаточно защищённый (но это определение больше для иностранцев). Небольшой конфуз у меня случался только с транспортом. Примерно 50% машин - праворульные, а так как большинство машин с тонировкой, то я так и норовила сесть на место водителя.

    В городе есть свой цирк, драмтеатр, филармония. Репертуар везде очень хороший. В центре города во многих кафе и ресторанчиках есть бесплатный WiFi. 
        Кемерово расположился по обе стороны р. Томь. Как и полагается, с одной стороны хорошо обустроенная набережная, где целый день звучит музыка (как в старые добрые времена). Очень много молодых людей, а также мамочек с колясками. В общем создалось впечатление, что город молодой (он и так молодой, т.к. в 2010 году отмечал свой 92-й год рождения), но еще очень много молодёжи на улицах.
    Плюсов, безусловно, много, особенно если сравнивать со столичным мегаполисом, жителем которого я являюсь. Приезжая на несколько дней в Кемерово, я в прямом смысле отдыхала от шума и суматохи, от метро и грохота строек, а также от хамства и бессмысленной суеты. Но есть два существенных минуса (опять-таки это взгляд человека приезжего,а не живущего там). Первый - это ОГРОМНОЕ количество ларьков, продающие спиртное (пиво я отношу к алкогольной продукции). Вечерами в центральной части города, на бульварах и набережной очень много молодых и ребят, и девчонок с бутылками пива, водки и уже шатающихся из стороны в сторону. Очень жалкое зрелище. А второе - это безработица. Эти два фактора дают ужасную картину в виде чрезмерной заполняемости детдомов. Кемеровская обл. лидирует по количеству детдомов в России. Вот такая печальная статистика. 
       Есть и музеи, в которых можно познакомиться поближе с историей как и самого города Кемерово, так и с Кузбассом в целом. Это и музей-заповедник "Красная горка", и Краеведческий областной музей, но больше всего мне понравился музей-заповедник "Томская писаница"
     Это музей под открытым небом, находится примерно в 50 км на север, северо-запад от Кемерово, посреди соснового бора. Я бы даже сказала, что это мультимузей, на его территории приоткрывается история земли Кузбасса с древних времен и почти до наших дней, причем с разных сторон. Так, на одной площадке рассказывается про то как зарождается уголь, на другой представлены жилища древнего человека, населявшего Притомье, небольшой зоопарк, площадка с календарями разных народов, резиденция Кузбасского Деда Мороза, но главная изюминка -  это скала, с выбитыми на ней рисунками древних людей (IV-I вв. до н.э.). Слава тем людям, которые смогли сохранить такую ценность! В некоторых местах, правда, виднелись надписи типа "мы были тут.1965 год" (с годом могу попутать, но смысл не меняется). Заставил уйти от созерцания художеств прародителей только дождь. 
  
       Ещё мне показали местную достопримечательность "Греческую деревню". Знаете, то место очень сложно назвать "деревней", в нашем русском понимании, но это видимо всё-таки  "греческая" деревня. В этой деревне живут простые шахтёры, а не "шишки", как я сначала подумала. Отличная инфраструктура, есть детский садик, спортивно-досуговый комплекс, магазины и даже, если не ошибаюсь, ресторан. Всё это дело совместных рук греческого предпринимателя Димитриоса Веланиса и руководства шахты вместе с губернатором области, которые в тяжёлые 90-е годы решили построить обустроенные, комфортабельные дома для рабочих людей на примере одной шахты. Здесь можно почитать немного подробней об идеи создания такого проекта.
      У меня было только одно в голове "Ну почему, нельзя сделать такое жилье всем трудяжкам!!!Так и надо жить людям!!!". Представляет, свой дом на семью, хороший двухэтажный, участок в соток наверно 12, всё необходимое рядом (в виде садика, магазина и спорткомплекса), на свежем воздухе??!? Господи, да о таком только и мечтать можно!!! Скажите, ну что мешает застроить так страну? Ведь едешь - километры полей, лесов, ни одного человека на несколько кв.км, не то что Европа, там же по трассе пока едешь из пункта А в пункт Б, одни домики, крыши, участочки, всё поделено и разделено, а у нас тут простор!


                          
                   Спорткомплекс
Один из 300 домов,
уже с индивидуальной перепланировкой




          







        И последнее, что привлекло моё внимание, хотя нет, это было первым, только запечатлять я это стала последним, так это лозунги. Да, самые обыкновенные лозунги, которые так знакомы нашему старшему поколению, на которых они и выросли. Такая простая вещь и такая действенная. Читаешь и как-то проникаешься. Лозунги Кузбасса, само собой, прославляет шахтёрский труд и кормилица всего региона - уголь. Вот на одном заводе написано " УГОЛЬ-БОГАТСТВО КУЗБАССА", а на многоэтажном доме "КУЗБАССОМ ПРИВЫК Я ГОРДИТЬСЯ", есть, на мой взгляд и некоторые, которые заставят и задуматься, например, изображены маленькие детки, в касках, на фоне угольной шахты и надпись " КОГДА Я ВЫРАСТУ - Я СТАНУ ШАХТЁРОМ". Глядя на то, в каких условиях живут наши шахтёры (описанная мной выше Греческая деревня счастливое исключение), становится страшно за будущее этих малышек...



Комментариев нет: